пятница, 6 апреля 2012 г.

КАК ВОСПИТАТЬ ВДУМЧИВОГО ЧИТАТЕЛЯ. РАЗМЫШЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

Роль книги и чтения у нас в России трудно переоценить. Книгу мы всегда искали, и к библиотеке по сей день относимся как к храму.

***
Сегодня утверждают, что падает интерес к чтению, подростки потянулись к другому. И это тоже есть, что скрывать. Но книга была и остается способом самоусовершенствования, она и ум образует, и сердце воспитывает.

***
Почти тридцать лет я работаю в системе образования, у меня взрослый сын, три внучки. И смею утверждать, что самое любимое наше общее занятие – это чтение книг. Любовь к чтению первоначально исходит из семьи. Я очень люблю людей, которые гордятся своими домашними библиотеками, интересуются книжными новинками, спрашивают совета, что почитать, а потом обсуждают прочитанное с друзьями.

***
Конечно, сейчас немодно выписывать в заветную тетрадь полюбившиеся строки. На смену этому увлечению пришли готовые энциклопедии афоризмов, россыпи мыслей... Что ж, прочти и прислушайся.

***
Литература – предмет интересный, трудный, требующий полного погружения, а этого не всегда детям хочется. Для меня важно, чтобы мои ученики знали русскую классику. Здесь я агитатор сильный. Постоянно ищу пути, которые «завлекут, привлекут и не отпустят от книги».

***
Дети любят, когда я читаю на уроке. Выбираю те строки, где в малом забрезжит свет большого и осветит их жизнь. Здесь важно найти ключевые слова, пронзительную ноту, побудить детей прочитать и перечитать хорошую книгу.

***
Попадая «в точку», мы приобретаем верного читателя. Иногда я прошу ребят: «Попробуйте сами сформулировать тему сочинения. О чем вам хочется подумать, поразмышлять?» Не исключено, конечно, что кто-то перепишет тему из сборника шпаргалок, а кто-то сам «откроет» для себя свою правду, свой поиск истины.

***
Английский писатель с польскими корнями Д. Конрад заметил: «Автор пишет только половину книги: другую половину пишет читатель». Для меня самое важное, чтобы, прочитав книгу, ученик захотел ее «дописать». Мы «дописываем» и «Ревизора», и «Муму». Тургенев, к примеру, дает много импульсов для того, чтобы на ночь глядя перечитать и дописать, например, «Асю».

***
Я счастливый человек, поскольку застала то время, когда книги нужно было доставать, искать, а потом им радоваться. Меня и сейчас трудно вытянуть из книжного магазина. Книги для меня – высшее наслаждение, это я без устали доказываю и детям. Нужно уметь руководить их чтением, и в библиотеку отвести за руку, если надо. Стараться не просто агитировать, а самому быть интересным.

***
Любимым писателем является у меня и моих питомцев Фазиль Искандер. Нам очень понятны и близки его слова: «Настоящий читатель – это не тот, кто прочел книгу, а тот, кто возвращается к ней. Но для этого и книга должна быть настоящей».

Галина ТКАЧЕНКО,
учитель Хасавюртовского многопрофильного лицея имени А. Абукова