четверг, 23 июня 2011 г.

90 ПРИЗНАНИЙ В ЛЮБВИ

За год до своего юбилея Хасавюртовская центральная городская библиотека имени Расула Гамзатова объявила акцию «90 признаний в любви». В ней приняли участие несколько сотен горожан, а также наших земляков, живущих ныне в разных регионах России и далеко за ее пределами. Все они с трогательной нежностью рассказывали о добрых чувствах, которые пробудила в них любимая библиотека. Но еще приятнее читать восторженные слова благодарности от нынешних читателей.


Валентина Михайловна БОРЗЕНКО-КАНАТОПСКАЯ,
пенсионер, автор нескольких поэтических сборников

В нашем городе есть дом,
И живут при доме том
В каждом томе, в каждой книжке
И девчонки, и мальчишки.

Львы и тигры там живут,
Птички песенки поют.
Сказки там живут, преданья,
Басни – людям в назиданье.

В каждой комнате цветы.
Кто туда приходит,
Много знаний, доброты
В доме том находит.

                                             А еще там есть фонтан
                                             Словно море-океан.
                                             В нем вода колышется,
                                             И легко там дышится.

                                             Дарит дом тепло и свет.
                                             И важнее того нет
                                             Дома во всем свете.
                                             Знайте это, дети!

                                             Всем известен этот дом,
                                             И написано на нем
                                             Не «Кино», не «Дискотека».
                                             Этот дом – БИБЛИОТЕКА!

                                             Нужен нам хороший врач,
                                             Нужен нам умелый ткач,
                                             Нужен летчик, повар, пекарь…
                                             Всех нужней – БИБЛИОТЕКАРЬ!



Хаджимурад УМАХАНОВ,
ученик 7 класса Второй Санкт-Петербургской гимназии императора Александра
I

Вот уже третий год я живу в Санкт-Петербурге и учусь во Второй гимназии императора Александра I. Но каждое лето я гощу в родном Хасавюрте. Когда приезжаю сюда на каникулы, то сначала обхожу всех близких, чтобы поприветствовать их. Потом мама устраивает веселый праздник для меня и моих бывших одноклассников. Ну, конечно, надо побывать в родовом ауле Буртунай и обязательно несколько раз искупаться в ласковом Каспийском море.

Все остальное летнее время я провожу за чтением. Нам выдают на каникулы большой список книг. Дома у нас солидная библиотека, ее с любовью собирали мои родители. Но некоторых нужных произведений я иногда там не нахожу. И вот здесь на помощь приходит Хасавюртовская центральная городская библиотека имени Расула Гамзатова. Я записался туда во втором классе и каждый год при перерегистрации хотел получить первый номер. Ни разу мне это так и не удалось, я всегда был только в первой десятке.

В библиотеке хранится много старых книг по истории Дагестана. И когда по окончании пятого класса наша учительница литературы Светлана Алексеевна Филатова предложила мне написать исследовательскую работу по творчеству М.Ю. Лермонтова, я очень обрадовался. Дело в том, что я читал в хасавюртовской библиотеке книгу известного дагестанского краеведа Дмитрия Трунова «Свет из России». В ней рассказывалось о поездке великого русского поэта на Кавказ. «Значит, будем собирать материал по теме «Лермонтов и Дагестан»,– решила Светлана Алексеевна.

С таким заданием я и приехал летом 2009 года в Хасавюрт. Мне не терпелось поскорее начать работу по плану, который мы составили вместе с учительницей. Сначала я взял в библиотеке книгу Д. Трунова и еще раз внимательно перечитал главу о Михаиле Юрьевиче Лермонтове. Во второй раз я пришел в библиотеку через неделю со списком вопросов, возникших у меня при чтении. Доброжелательные библиотекари помогли ответить на них. Они подобрали другие книги дагестанских авторов об очень коротком, но весьма насыщенном разными событиями периоде жизни поэта в наших краях, потом нашли статьи, опубликованные в местных газетах. К концу лета я исписал своими заметками толстенную тетрадь и выучил наизусть два стихотворения М.Ю. Лермонтова, переведенные на родной аварский язык Расулом Гамзатовым. Эти переводы я тоже нашел на библиотечной полке.

Светлана Алексеевна похвалила меня за собранный материал, из него она впервые узнала о некоторых деталях биографии поэта. А еще ее впечатлили фотографии песчаного бархана Сары-Кум, о котором М.Ю. Лермонтов написал в знаменитом стихотворении «Сон». Моя учительница считала, что это художественный образ, но молодой русский офицер собственными глазами видел чудо природы – гору из песка, источающую жар и по сей день.

Почти полгода под руководством педагогов я работал над материалами, собранными в библиотеке Хасавюрта. Это было очень интересно и увлекательно. И я рад, что наш общий труд отмечен дипломами трех научных конференций школьников и опубликован в российском журнале «Юный краевед». Когда мне вручали диплом в Царскосельском лицее, я с волнением поблагодарил гимназических учителей и с гордостью сказал, что огромный вклад в мой успех внесли скромные хасавюртовские библиотекари. Они достойны самых высоких наград за то, что несмотря на немалые сложности добросовестно исполняют свой профессиональный долг.



Алина ТКАЧЕНКО,
ученица 11 класса Хасавюртовского многопрофильного лицея

Любовь к библиотеке ко мне перешла через гены. У нас читают все: и прабабушка, и мама с папой, и маленькие сестрички Маргоша и Милочка.

Но истинный фанат Хасавюртовской центральной городской библиотеки имени Расула Гамзатова – это моя бабушка Галя. Она преподает русский язык и литературу в нашем лицее, там я к ней обращаюсь официально – Галина Анатольевна. Сколько себя помню, столько мы и ходим с нею в библиотеку. Это не просто обмен книг, это праздник души.

Какая счастливая бабуля приходит домой с книгами! И начинается воистину пир души. Я даже не представляю свою жизнь без книг, без встреч с теми, кто работает в библиотеке. Хасавюрт не очень большой город, так сказать, провинциальный. Но наши духовные потребности, по-моему, выше даже столичных.

У нас были уроки в читальном зале, так вот там не хотелось шуметь. И тишина в библиотеке особенная. Это от того, что ты ищешь свою книгу, своего автора, свои слова в ней. А поиск всегда требует тишины.

Первый раз я пришла в библиотеку с бабулей, когда еще не умела читать. Сначала забавные картинки, волшебные сказки, потом Драгунский стал нужен. Росла я – росли и мои интересы. Гарри Поттер объяснил свое видение мира, за ним последовали модные у наших девчонок «Сумерки», и сейчас я без книг просто не могу. Нет, я не умаляю роль Интернета, телевизора, «Одноклассников», да мало ли чего? Но с книгой по-другому. Больше тайн и откровений. Прочитаешь хорошую книгу, и бессонная ночь. Это оттого, что герои стали близки, нужны, да и расставаться с ними не хочется.

У нас сейчас вовсю идет подготовка к большому празднику. Юбилей моей любимой библиотеки. Это наш домашний праздник. Библиотеке – 90, а моя бабуля уже 45 лет – ее верный читатель.

Мне нравится наблюдать за своими сестричками, когда мы приходим в детскую библиотеку. Сначала они теряются, потом рассматривают книжки, одну, вторую и … успокаиваются. Значит, пришли туда, где хорошо.



Мавлет БАЛАЕВ,
студент Хасавюртовского аграрно-экономического колледжа

Если честно признаться, то чтение далеко не на первом месте среди моих увлечений. Люблю компьютерные игры, особенно стратегии. В школе ходил в авиамодельный кружок, мне нравилось разбираться в чертежах и схемах, я освоил работу на некоторых станках. Ну и, конечно, спорт. Наш город называют Меккой вольной борьбы. Хасавюрт воспитал четверых олимпийских чемпионов, один из них завоевывал этот титул целых три раза. Знать несколько борцовских приемов у нас обязан каждый парень. Потому все городские мальчишки буквально с пяти лет по нескольку часов в день проводят в спортивных залах.

В центральной библиотеке в школьные годы я был всего несколько раз, мы ведь живем в отдаленном микрорайоне. Меня с одноклассниками водили туда на экскурсии и на праздники детской книги. Необходимую для уроков литературу я брал в библиотеке школы. Да и дома у нас несколько полок с любимыми книгами отца. В основном, это стихи кумыкских поэтов. Правда, я их не читаю, потому что родной литературный язык мне не совсем понятен.

А вот когда поступил в колледж, приходится после занятий посещать Хасавюртовскую центральную городскую библиотеку имени Расула Гамзатова чуть ли не каждый день. Хорошо, что это недалеко. В библиотеке колледжа выдают только учебники, которые уже устарели. Родители купили мне компьютер, но к Интернету я пока не подключался, есть некоторые проблемы. Так что современные пособия по информатике в центральной библиотеке здорово меня выручают. Еще здесь можно подготовиться к зачету по литературе и написать курсовую работу по истории. Мне этого вполне хватает, чтобы хорошо учиться.

В конце первого семестра преподаватель информатики предложил мне принять участие в конференции «Полет в будущее». Ее проводит наша центральная библиотека в честь юбилея первого комического полета Юрия Гагарина. Я сначала отказался, а потом, узнав, что в этой конференции могут участвовать только ребята – старшеклассники школ и студенты колледжей, согласился. С девочками в знаниях соревноваться сложно, они же более усидчивые.

Участникам конференции предлагалось подготовить компьютерную презентацию на любую тему об освоении космоса. Я немного задержался с началом работы. Когда же освободился, выяснилось, что самые интересные темы разобраны. Но библиотекарь читального зала Бурлият Азаматова сказала, что в архиве у них хранится подшивка городской газеты «Дружба» за 1961 год и можно там попробовать найти информацию для выступления на конференции.

Мне сложно описать, что я чувствовал, когда перелистывал тонкие желтые страницы, которые старше моих родителей. Сколько всего занимательного. Я иногда забывал, зачем пришел в этот особый отдел библиотеки, увлекшись чтением заметок о том, как жил наш город 50 лет назад. Обрадовался, увидев под одной из фотографий фамилию своего дяди – в те годы молодого художника. А какие отклики горожан опубликовала газета на второй день после возвращения Ю. Гагарина из космоса! Эта гордость за великий подвиг соотечественника передалась и мне.

Вообщем, материала из газет я собрал, наверное, на целых три доклада. Библиотекари помогли выбрать самое необычное, разрешили отсканировать некоторые статьи и снимки. Конкурсную презентацию я почти завершил и теперь с нетерпением жду дня конференции, когда в конце своего выступления скажу сердечное спасибо нашей центральной библиотеке и ее замечательным сотрудникам.



Зара ИСРАИЛОВА,
студентка Хасавюртовского филиала Дагестанского государственного педагогического университета

Любите ли вы библиотеку так, как люблю ее я? Библиотека школы распахнула для меня дверь в книжную страну чудес. В поселковой библиотеке я познакомилась с жившими в позапрошлом веке сверстницами. Хасавюртовская центральная городская библиотека имени Расула Гамзатова открыла для меня мир любви и романтики Галины Щербаковой и приводящие буквально в оцепенение романы нобелевского лауреата Орхана Памука.

Жизнь свою я делю на две части: до книг и вместе с ними. Я быстро вырастала из библиотеки, как дети вырастают из своей одежды: вроде тесна уже курточка, сковывает движения, но с ней связано столько приятных воспоминаний. Так и я, взрослея и переступая пороги новых библиотек, порой возвращаюсь к полкам с потрепанными, любовно отреставрированными книжками в школьном читальном зале.

Книги – это главное в библиотеке. Когда я недавно увидела, сколько новых книг поступило в нашу городскую библиотеку, я чуть не задохнулась от восторга. Хотелось прямо у выставочного стеллажа начать читать. Все: и биографии великих деятелей культуры из серии «Жизнь замечательных людей», и новый роман Людмилы Улицкой «Зеленый шатер», и чудесные детские повести издательства «Самокат», и даже роскошный альбом «О кофе».

А еще в библиотеке волшебная тишина. После веселой болтовни с однокурсницами, оглушающего скрипа автомобильных тормозов и барабанной дроби с экрана телевизора в кафе я погружаюсь в библиотечную тишину, как в горячую ванну, благоухающую хвойным ароматом. В эти мгновения окружающий мир куда-то проваливается: есть только я и бессмертные тексты.

Очнувшись от этого удивительного путешествия в неведомые прежде дали, хочется тут же поделиться своими мыслями о прочитанном. Я часто беседую об этом с добрыми и чуткими библиотекарями – они очень приятные собеседники. Иногда в наш диалог включаются другие читатели, и завязывается оживленный разговор, в центре которого Ее Величество Книга. Вот за такие бесценные мгновения душевной радости я и люблю библиотеки!